Буллинг — это нежелательное агрессивное поведение со стороны отдельного человека или группы, которое характеризуется тремя ключевыми компонентами: намерением, повторяемостью и дисбалансом власти. Это включает в себя преднамеренные действия, направленные на причинение вреда, будь то физическая сила, обидные слова или другие разрушительные поведения. Эти действия не являются единичными инцидентами, а представляют собой повторяющийся шаблон.
Типы буллинга
Буллинг может проявляться в различных формах, каждая из которых имеет свои особенности и последствия:
- Физический буллинг: Включает в себя прямые физические действия против человека, такие как удары, пощечины, толкание или кража. Это часто наиболее видимая форма буллинга и может причинить немедленный физический вред, а также долгосрочную эмоциональную травму.
- Вербальный буллинг: Использует слова для того, чтобы причинить боль, унизить или запугать кого-то. Это включает в себя ругательства, сплетни, насмешки и угрозы. Вербальное насилие может значительно повредить самооценке и эмоциональному состоянию человека, часто приводя к тревожности и депрессии.
- Невербальное насилие: Включает в себя действия, которые передают вредоносные сообщения без слов, такие как неприличные жесты, оскорбительные знаки рук или агрессивные текстовые сообщения. Невербальные сигналы могут быть столь же разрушительными, как и вербальные, способствуя созданию атмосферы страха и неуважения.
- Эмоциональное насилие: Характеризуется поведением, которое запугивает, унижает или манипулирует человеком. Это включает в себя постоянную критику, подрывание уверенности и угрозы. Эмоциональное насилие может иметь глубокие долгосрочные последствия для психического здоровья человека.
- Исключение: Включает в себя преднамеренное игнорирование или изоляцию кого-то от группы или мероприятия. Эта форма реляционного буллинга направлена на разрушение социальных связей и статуса человека, часто приводя к чувству одиночества и отторжения.
- Кибербуллинг: Происходит через цифровые платформы, такие как социальные сети, текстовые сообщения, мгновенные сообщения и электронная почта. Эта форма буллинга может быть особенно вредной, поскольку она может происходить в любое время и часто остается скрытой от взрослых. Кибербуллинг включает в себя распространение слухов в интернете, отправку угрожающих сообщений и публичное унижение.
- Реляционный буллинг: Включает в себя действия, направленные на разрушение социальных отношений и репутации человека. Это включает в себя сплетни, распространение слухов и социальное исключение. Реляционный буллинг может быть тонким, но крайне разрушительным для социального статуса и эмоционального здоровья жертвы.
- Дискриминационный буллинг: Включает буллинг на основе расовых, сексуальных, трансфобных или гомофобных мотивов, а также нацеливается на людей с ограниченными возможностями. Эти виды буллинга не только вредны, но и незаконны, часто влекущие за собой серьезные правовые последствия.
- Личное насилие на территории школы: Может принимать различные формы, включая физический буллинг, ругательства, публичное унижение в классе, физические акты, такие как толкание или кража, исключение из групп или мероприятий, сплетни и преследование.
Распознавание признаков буллинга
Дети не всегда выражают свои переживания по поводу буллинга словами, поэтому родителям, опекунам и воспитателям важно быть внимательными к наблюдению как за поведенческими, так и за физическими признаками.
Эмоциональные и поведенческие признаки
Страх и тревога: Ребёнок, который боится идти в школу или участвовать в мероприятиях, может переживать буллинг. Тревога, особенно вокруг определённых людей или ситуаций, может указывать на стресс.
Бдительность: Чрезмерная настороженность или опасливость у детей, которые постоянно озираются, могут указывать на попытку защититься от предполагаемой угрозы.
Социальная изоляция: Избегание социальных взаимодействий или внезапная потеря друзей может быть признаком буллинга, будь то из-за исключения или желания избежать дальнейшего вреда.
Агрессивное поведение: В некоторых случаях, ребёнок, подвергающийся буллингу, может демонстрировать агрессивные или яростные всплески, отражая своё внутреннее смятение и фрустрацию.
Секретность: Повышенная секретность, особенно в отношении онлайн-активности, может указывать на кибербуллинг или доступ к неподобающему контенту.
Изменения настроения: Возвращение домой угрюмым, грустным, слезливым, подавленным или чрезмерно уставшим.
Физические признаки
Необъяснимые травмы: Синяки, ссадины, переломы и заживающие раны без ясного объяснения могут быть признаками физического насилия или буллинга.
Частые жалобы на болезни: Головные боли, боли в животе или другие необъяснимые физические жалобы часто являются результатом стресса и тревожности, связанных с буллингом.
Академические и социальные признаки
Нежелание посещать школу: Ребёнок, который часто просит остаться дома, утверждает, что болен, или испытывает резкое падение посещаемости, возможно, пытается избежать буллинга.
Падение академической успеваемости: Замечаемое снижение оценок или отсутствие интереса к учебе может быть результатом стресса и отвлечения, вызванных буллингом.
Поиск близости к взрослым: Постоянное нахождение рядом со взрослыми во время учебного процесса может указывать на страх ребенка перед сверстниками и потребность в защите.
Социальные и материальные признаки
Потеря или повреждение личных вещей: Часто теряющиеся или поврежденные личные предметы, включая одежду и электронику, могут указывать на буллинг.
Запросы на деньги: Повторные просьбы о деньгах или необъяснимая кража денег могут быть попытками удовлетворить требования буллера.
Стресс после онлайн-активности: Ребёнок, который становится необычно расстроенным после использования интернета или телефона, может быть жертвой кибербуллинга.
Признаки, связанные со сном и здоровьем
Изменения в режиме сна: Плохой сон, ночные кошмары или значительные изменения в привычках сна могут быть реакцией на стресс и страх от буллинга.
Физические симптомы: Регулярные жалобы на головные боли, боли в животе или другие физические симптомы без медицинской причины часто связаны с эмоциональным стрессом, вызванным буллингом или насилием.
Изменения в привычках питания: Внезапные изменения в привычках питания, такие как пропуск приемов пищи или переедание, также могут быть индикаторами. Дети могут возвращаться домой голодными, потому что не поели в школе.
Распознавание признаков того, что ребёнок сам занимается буллингом
Дети могут заниматься буллингом, если они:
- Участвуют в физических или вербальных драках.
- Имеют друзей, которые занимаются буллингом.
- Становятся всё более агрессивными.
- Часто вызываются в кабинет директора или на detention.
- Имеют необъяснимо большие суммы денег или новые вещи.
- Всё время обвиняют других в своих проблемах.
- Не принимают ответственность за свои действия.
- Соперничают и беспокоятся о своей репутации или популярности.
Последствия буллинга
Буллинг может иметь длительные последствия, которые могут продолжаться и в зрелом возрасте. В тяжёлых случаях он может довести детей и подростков до самоповреждений и даже суицида. В школьной среде буллинг значительно влияет на способность учащегося учиться и чувствовать себя в безопасности.
Дети, подвергающиеся буллингу, могут:
- Развивать проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия и тревожность.
- Иметь меньше друзей и быть менее принятыми сверстниками.
- Становиться настороженными и подозрительными к другим.
- Испытывать трудности с адаптацией к школе, что приводит к плохим академическим результатам.
Буллинг затрагивает всех участников — будь то жертвы, сами буллеры или свидетели буллинга. Важно оказывать поддержку всем детям, вовлечённым в эту ситуацию.
Воздействие травмы и насилия
Дети или подростки, подвергшиеся травме и насилию, с большей вероятностью:
- Будут заниматься буллингом.
- Будут более обеспокоены буллингом или выглядеть десенсибилизированными к нему.
- Сами станут жертвами буллинга.
Связь между травмой и буллингом сложна. Подвергание буллингу может привести к реакциям травматического стресса, включая Посттравматическое Стрессовое Расстройство (ПТСР).
Физические последствия
Дети, пережившие травму, с большей вероятностью будут подвергаться буллингу и участвовать в буллерском поведении. Травма может привести к социальным или межличностным трудностям, увеличивая вероятность стать жертвой буллинга.
Соматические симптомы
Буллинг может вызвать различные соматические симптомы, которые являются физическими проявлениями стресса или эмоционального дистресса. Эти симптомы включают:
- Расстройства сна
- Проблемы с желудочно-кишечным трактом
- Головные боли
- Учащенное сердцебиение
- Хроническая боль
Нейроэндокринология стресса
Буллинг активирует стрессовую систему организма, сосредоточенную на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой (ГГН) оси, которая важна для адаптации и выживания. Хронический стресс, такой как вызванный буллингом, может привести к негативным последствиям как для тела, так и для мозга. Кортизол, ключевой гормон стресса, первоначально повышается в ответ на стресс, но с длительным воздействием его уровень снижается. Эта закономерность указывает на то, что система стресса организма становится менее функциональной при хроническом стрессе, что потенциально ведет к долгосрочным негативным последствиям для физического и психического здоровья.
Последствия для функций мозга
Буллинг может значительно изменить поведение детей и подростков, что может повлиять на функции мозга. Такие методы, как фМРТ, отслеживающие активность мозга по кровотоку, показали, что буллинг влияет на то, как работает мозг. Например, буллинг может изменить то, как мозг реагирует на вознаграждения и отрицательные отзывы, затрагивая такие области, как медиальная префронтальная кора, миндалина и префронтальная кора. Эти изменения могут повлиять на память, обучение, принятие решений и эмоциональную регуляцию. Стресс от буллинга может привести к длительным изменениям в функции мозга, особенно в областях, связанных с эмоциональной регуляцией и памятью, таких как гиппокамп и миндалина.
Социальная боль и буллинг
Социальная боль относится к эмоциональному дистрессу, вызванному отказом со стороны сверстников, изоляцией или потерей. Дети, подвергавшиеся буллингу, демонстрируют различные реакции мозга на различные стимулы по сравнению с их не подвергавшимися буллингу сверстниками.
Психосоциальные последствия
Буллинг может привести к значительным психосоциальным последствиям, влияя как на внутренние, так и на внешние проблемы. Внутренние проблемы включают депрессию, тревожность, страх и социальную изоляцию, тогда как внешние проблемы охватывают гнев, агрессию, рискованное поведение и злоупотребление веществами.
Жертвы буллинга часто испытывают серьёзные и длительные психологические проблемы, такие как низкая самооценка, депрессия, тревожность и одиночество. Особенно мальчики, подвергавшиеся буллингу, могут развить внешние поведенческие проблемы, включая агрессию и правонарушения.
Долгосрочные последствия
Долгосрочные последствия буллинга часто продолжаются и в зрелом возрасте, при этом жертвы сталкиваются с более высокими рисками психических проблем, таких как депрессия и тревожность. Влияние буллинга на будущее психическое здоровье может быть даже более серьёзным, чем детское пренебрежение со стороны опекунов. Взрослые, которые были жертвами буллинга в детстве, часто показывают более высокие уровни депрессии, тревожности и саморазрушительного поведения.
Психотические симптомы
Недавние мета-анализы подтверждают связь между детским буллингом и последующим развитием психотических симптомов, как клинических, так и не клинических.
Последствия для академической успеваемости
Дети, переживающие буллинг, часто демонстрируют снижение академических достижений, что выражается в более низких оценках, результатах стандартных тестов и увеличении пропусков занятий. В то время как некоторые продольные исследования поддерживают прямую связь между буллингом и академическим упадком, другие показывают непоследовательные результаты, что требует дополнительных исследований для прояснения этих связей со временем.
Механизмы психологических последствий буллинга
Несколько психологических механизмов объясняют влияние буллинга на жертв и агрессоров:
- Самообвинение: Жертвы часто внутренне обвиняют себя, связывая свою ситуацию с неконтролируемыми факторами, что приводит к негативным последствиям, таким как низкая самооценка, тревожность и депрессия.
- Социальная когниция: Социальные когнитивные модели подчеркивают факторы, такие как враждебный атрибуционный уклон и нормы агрессии, которые способствуют развитию и поддержанию поведения буллинга.
- Эмоциональная дисрегуляция: Хронический стресс от буллинга может привести к трудностям в управлении эмоциональными реакциями, увеличивая уязвимость к психологическому дистрессу и поведенческим проблемам.
Роли в буллинге
Ученики, занимающиеся буллингом
Эти ученики могут заниматься буллингом, чтобы получить популярность или внимание, часто подражая агрессивному поведению, которое они пережили. Они находятся в группе высокого риска для будущих поведенческих проблем, таких как домашнее насилие и злоупотребление веществами.
Свидетели
Свидетели буллинга — это ученики, которые становятся свидетелями буллинга, но не вовлечены напрямую. Они могут влиять на динамику буллинга через различные роли:
- Помощники: Поощряют или присоединяются к буллингу.
- Поддерживающие: Предоставляют аудиторию, способствуя буллингу смехом или другой поддержкой.
- Посторонние: Остаются в стороне, не поддерживая и не защищая жертву.
- Защитники: Активно вмешиваются или поддерживают жертву буллинга.
Почему люди занимаются буллингом?
У буллеров часто есть скрытые проблемы, которые способствуют их поведению, такие как:
- Стремление к вниманию: Некоторые буллеры проявляют агрессию из-за нехватки внимания дома или в других местах.
- Подражание поведению: Буллеры могут копировать агрессивное поведение, которое они наблюдали в своей семье или социальной среде.
- Социальный статус: Буллинг может быть способом повысить свой социальный статус среди сверстников.
- Неуверенность: Буллеры часто чувствуют себя неуверенно или имеют низкую самооценку, находя эмоциональное облегчение в доминировании над другими.
Буллеры могут находить эмоциональное облегчение от своей собственной неуверенности, доминируя над другими. Они часто обвиняют других и не принимают последствия своих действий.